Tilda Publishing

Супервизия

Супервизии психологам, психотерапевтам, специалистам помогающих профессий.

Каждый из специалистов помогающих профессий, психологов, психотерапевтов, социальных работников порой сталкивается со сложностями в ситуациях профессионального взаимодействия с клиентами.

В процессе работы возникают вопросы, как продолжать выстраивать отношения с клиентом, почему возникло чувство замедления, топтания на месте, остановки движения вперед - «Что-то пошло не так». Появляются сомнения в себе, своей компетенции и готовности продолжать работу по оказанию психологической помощи клиенту.

Может даже показаться, что это только у меня есть такие сомнения и переживания, а все остальные специалисты чувствуют себя абсолютно уверенно, не сомневаются в своем профессиональном уровне и в успехе работы с обратившимся к ним человеком.

Супервизия дает возможность:
  • увидеть себя, как специалиста, со стороны,
  • исследовать присущий Вам стиль работы,
  • прояснить, какие процессы происходят в контакте с клиентом, провести анализ терапевтических отношений, разобраться на каком уровне процесса взаимодействия с клиентом возникают сложности,
  • понять, чем вызваны затруднения,
  • выбрать для себя пути дальнейшего совершенствования своего профессионального мастерства.

Формы супервизионной работы:
  • Индивидуальная супервизия.
В процессе индивидуальной супервизии заочного рассмотрения случая, вызвавшего затруднение у специалиста, рассматриваются вопросы контакта и контракта с клиентом, разбираются процессы концептуализации случая, формулирования гипотезы, проясняются процессуальные и содержательные стороны терапевтического взаимодействия специалиста и клиента, анализируются имеющиеся затруднения, опираясь на многофокусную модель супервизии.

  • Групповая супервизия.
В процессе групповой супервизии большую помощь в решении всех задач индивидуальной супервизии оказывает работа с групповой динамикой – отслеживание и интерпретация групповых динамических процессов, проявляющихся в связи с представленным случаем супервизанта.

Основная задача супервизии:
Помощь специалисту для повышения качества профессиональной работы с клиентом, оказания психологической или психотерапевтической помощи.

Проведение индивидуальной и групповой межмодальной супервизии с выдачей накопительных сертификатов Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги по часам проведенной супервизии (сертификат выдается при прохождении супервизии (индивидуальной или групповой) не менее 10 часов). Сертификаты могут быть Вам необходимы для подтверждения прохождения супервизии и количества часов.

Работа ведется на следующих уровнях:
Клиентский. Внимание сосредотачивается на клиенте, пациенте и процессах с ним происходящих. Обсуждаются варианты работы и мнения, сформированные на основе представленного случая.

Супервизионный. Внимание сосредотачивается на процессе консультирования, психотерапевтической работы, взаимодействии между клиентом, пациентом и специалистом, способам и результатам работы. Обсуждаются возможности улучшения качества работы специалиста с данным клиентом, пациентом.

Личностный. Во фокус внимания попадают все возможные затруднения, проблемы специалиста, отражающиеся на качестве его работы.

Индивидуальные супервизии проводятся онлайн через WhatsApp, Skype, Telegram в видеорежиме.
В г. Саратове возможно очная супервизия.
Групповые супервизии проводятся онлайн в видеорежиме c использованием платформы Zoom.

Индивидуальная супервизия - 5 000 рублей за 60 минут.

Групповая супервизия - 1500 рублей с участника.
Работа группы в течении 3-х часов (по мере формирования группы - не менее 5 участников).
Виталий Коврегин
клинический психолог
супервизор, аккредитованный ОППЛ
Оставить заявку
Close
Оставить заявку на консультацию
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Правила проведения профессиональной супервизионной группы, правила супервизии профессиональной деятельности членов «Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги»

1. Цель группы:
- Повышение профессионального уровня участников группы.

2. Задачи:
- Проведение профессиональной групповой супервизии;
- Оказание помощи и поддержки участникам в их профессиональном росте;
- Создание атмосферы для профессионального роста и развития участников группы;
- Приобретение и развитие опыта профессионального супервизирования участниками группы.

3. Предмет работы группы:
- Затруднения в профессиональной деятельности специалиста.
Группа может быть активным ядром профессионального сообщества; центром профессионального общения; местом обмена инновационными идеями, сведениями организационного и юридического характера и любой другой профессиональной информацией.

4. Форма проведения:
4.1. Группа открытая, с одним ведущим.
Если группа большая, то формируется два круга участников. Вход в любой из кругов свободный и определяется специалистом, предоставляющим случай по согласованию с ведущим. Продолжительность работы группы – 2,5 - 3 часа с одним перерывом.
4.2. Внутренний круг:
- Состоит из участников с опытом работы.
К ним могут присоединяться студенты и желающие при условии соблюдения правил группы.
4.3. Внешний круг:
- Состоит из желающих участвовать в работе группы.
Во внешнем круге могут присутствовать студенты, клиенты, по договорённости со своим психотерапевтом и ведущим группы.В зависимости от необходимости форма проведения может быть изменена. Группа может работать в закрытом режиме (например, для обсуждения случаев этических нарушений). Ведущий группы сообщает о такой необходимости заранее.

5. Участники группы:
- Практикующие специалисты: психологи, психотерапевты, врачи, социальные педагоги, бизнес-тренеры, консультанты, заинтересованные в повышении своего профессионального уровня, личной эффективности.
Ведущим группы может быть аккредитованный, сертифицированный, действительный супервизор; специалист, обладающий большим практическим опытом; участник программы «Супервизор», освоивший теорию и навыки ведения группы; опытный участник группы по договорённости всех участников группы (интервизор).

6. Правила приёма в группу:
- Добровольность, согласие с принципами и правилами работы группы, наличие активной практики в настоящее время.
При необходимости изменения состава участников, решение принимается ведущим группы.

7. Принципы работы:
7.1. Соблюдение этики профессионального сообщества.
В своей работе группа опирается на этические нормы специалистов помогающих профессий.
7.2. Конфиденциальность и анонимность.
Все участники группы берут на себя обязательство не обсуждать происходившее на группе вне группы и не разглашать информацию личного характера о клиенте, специалисте и участниках группы. Информация, прозвучавшая на группе, может обсуждаться только с участниками группы. В целях соблюдения безопасности и анонимности для клиента участник группы, предоставляющий случай, меняет данные личного и профессионального характера, а также любые другие данные, позволяющие опознать клиента, пациента.
7.3. Работа на запрос специалиста.
Работа группы направлена на удовлетворение запроса участника, предоставляющего случай. Группа стремится работать в рамках проблем, заявленных супервизирующимся. Расширение рамок работы возможно только при осознанном согласии участника, предоставляющего случай на супервизионное рассмотрение. Ведущий следит за соблюдением работы в рамках запроса.
7.4. Осознанность.
Осознанное понимание процессов консультирования, психотерапии их вербализация – дорога к профессиональному росту. В фокусе внимания группы и обсуждения с участием всех членов группы может оказаться любой процесс, происходящий на группе и связанный с группой.
7.5. Ответственность.
Участники группы принимают на себя всю полноту ответственности за свои действия и их последствия в рамках работы группы и вне группы.

8. Правила работы группы:
8.1. Правило конфиденциальности и анонимности.
Ведущим группы и участниками прекращаются любые действия, способные повлечь нарушение принципа конфиденциальности. Запись ведётся только с разрешения участника, предоставляющего случай к рассмотрению. Мобильные телефоны отключаются. Участникам рекомендуется спрашивать разрешение клиента, пациента на предоставление случая к супервизионному рассмотрению. В случае невозможности получения этого разрешения (уход клиента, удалённость контакта и т. д.) специалист принимает меры к сохранению анонимности для клиента, пациента. Анонимность и конфиденциальность — это ответственность специалиста, предоставляющего случай к рассмотрению. В ситуации очного супервизирования – её разделяют все участники группы. На период предоставления супервизионного случая группа закрывается.
8.2. Правило стоп.
Участник группы имеет право прервать обсуждение вопроса, в случае его болезненности или нарушения принципов группы. Участники внутреннего круга могут вывести из состава группы любого члена нарушающего правила группы.
8.3. Правило ведения.
Участник, предоставляющий случай к рассмотрению, приобретает права ведущего группы. Он может приглашать во внутренний круг из внешнего, удалять из внутреннего других участников, определяет уровень работы, контролирует соблюдение правил группы, формирует заявку, следит за временем.
8.4. Правило расшифровки термина.
В случае употребления участником группы термина непонятного другому участнику внутреннего круга он может попросить его расшифровать или заменить, другими словами.
8.5. Правило соблюдения заявки.
Участники стремятся выполнять заявку супервизирующегося и задавать вопросы, позволяющие получить информацию, необходимую им для ответа на запрос.
Оценка качества работы производится исключительно по запросу специалиста, предоставляющего случай.
8.6. Правило задавания вопросов.
Если в вопросе есть скрытые и открытые утверждения, вопрос может сниматься с обсуждения. Ведущий следит за соблюдением правила. При необходимости может остановить обсуждение.
8.7. Роль ведущего группу супервизора.
Ведущий группу супервизор следит за соблюдением правил группы. Обращает внимание группы, если правила нарушаются или возникает опасность их нарушения. Помогает предоставляющему случай соблюдать рамки времени, этические нормы, цели и этапы работы группы, интерпретирует динамику группы.

9. Варианты работы группы:
9.1. Супервизия.
Основной вариант работы группы. Группа создана с целью оказания и получения супервизионной помощи, поддержки специалиста в сложных для него ситуациях. Направлена на повышение качества работы специалиста.
9.2. Презентация.
Рассмотрение случая успешной работы. Презентующий предлагает случай к рассмотрению с целью демонстрации интересных и эффективных моментов работы. В группе обсуждаются процессы и результаты работы с клиентом, пациентом. Также к презентации допускаются осознанные случаи неэффективной работы для предотвращения повторения.
9.3. Очная супервизия.
Работа с клиентом, пациентом в присутствии или при участии группы. Осуществляется по предварительной договорённости с ведущим.
9.4. Круглый стол.
Обсуждение актуальной для профессионального сообщества темы. Ведущим круглого стола является ведущий группы.

10. Этапы работы группы:
10.1. Представление участников;
10.2. Отбор заявки на работу. Определение варианта работы. Последовательности и времени выполнения;
10.3. Представление случая;
10.4. Этап вопросов;
10.5. Этап высказываний участников, который завершается высказыванием ведущего;
10.6. Этап обратной связи. Участник, предоставлявший случай даёт обратную связь в отношении высказываний других участников;
10.7. Завершение. При необходимости, ведущий завершает рассмотрение случая интерпретаций групповой динамики.

11. Уровни работы группы:
11.1. Клиентский.
Внимание группы сосредотачивается на клиенте, пациенте и процессах с ним происходящих. Обсуждаются мнения, сформированные на основании представленного случая. Предлагаются варианты работы с клиентом, пациентом.
11.2. Супервизионный.
Внимание группы сосредотачивается на процессе консультирования, психотерапии, взаимодействии между клиентом и консультантом, психотерапевтом, способам и результатам работы. Обсуждаются возможности улучшения качества работы данного специалиста с данным клиентом, пациентом.
11.3. Личностный.
Во внимание попадают все возможные затруднения, проблемы специалиста отражающееся на качестве его работы.
Правила проведения профессиональной супервизионной группы
Этический Кодекс Супервизора

Настоящий Этический Кодекс Супервизора составлен на основе Этического Кодекса Европейской ассоциации психотерапии (ЕАП), аналогичного ему Этического Кодекса ОППЛ, Кодекса этики и Практики Супервизоров Британской ассоциации консультирования, Положения о супервизии ОППЛ.

1. Общие положения.
Этический кодекс супервизора определяет профессиональные стандарты и общие принципы поведения супервизоров в отношении специалистов, пациентов, коллег и профессиональных сообществ.
1.1. Цель настоящего Кодекса – закрепить правила работы супервизоров, информировать и защищать специалистов, обратившихся за супервизией.
1.2. Все члены ОППЛ следуют действующим в области их профессиональной деятельности Кодексам. Которыми они руководствуются в своих обязательствах перед проходящими супервизию специалистами, их пациентами, своими коллегами и обществом в целом.
1.3. Настоящий Кодекс не предусматривает всех возникающих в практике ситуаций, а является основой для разрешения этических вопросов и улучшения практической работы.
1.4. Супервизия является официальной формой взаимодействия, при которой супервизируемый регулярно обсуждает свою работу с супервизором.
1.5. В задачу супервизии входит совместная работа с целью повышения эффективности практики проходящего супервизию.
1.6. В случае нарушения супервизором Кодекса этики и практики на него может быть подана жалоба в Этический Комитет.

2. Определение супервизии.
2.1. Супервизия представляет собой процесс совместной работы специалиста с супервизором или с супервизионной группой с целью закрепления этических и профессиональных норм в практике, повышения профессионального уровня проходящих супервизию.
2.2. Супервизия предназначена для повышения эффективности работы специалиста. Супервизия основывается на потребности обратившегося в оказании ему эффективной помощи. Проходящие супервизию специалисты получают возможность регулярного обсуждения и оценки проводимой ими работы с пациентами, клиентами. В ходе супервизии должны учитываться условия работы специалиста.
2.3. В зависимости от потребностей специалиста, существует несколько видов супервизии. Разные виды супервизии могут использоваться одновременно. Настоящий Кодекс применим ко всем случаям супервизии.
2.4 Частота прохождения супервизии зависит от опыта специалиста, условий и объема его работы.

3. Виды супервизии.
3.1. Очная супервизия - осуществляется в присутствии клиента, пациента.
3.2. Заочная супервизия - осуществляется в отсутствии клиента, пациента, с соблюдением правил анонимности и конфиденциальности.

4. Формы супервизии.
4.1. Индивидуальная супервизия - супервизор и специалист.
4.2. Групповая супервизия с супервизором, или несколькими супервизорами.
4.3. Супервизия с равным коллегой (интервизия).
4.4. Групповая супервизия с равными коллегами (групповая интервизия).
4.5. Школьная или методологическая супервизия, осуществляемая в учебном процессе.

5. Кодекс этики.
Кодекс этики включает в себя описание основных ценностей супервизии и принципов, вытекающих из них.
5.1. Супервизия представляет собой деятельность, не имеющую целью извлечение выгоды. Ее основные ценности — это ответственность, беспристрастность и уважение. Супервизоры должны заботиться об этичности своей работы независимо от того, оплачивается ли их работа и какой вид супервизии они используют.
5.2. Конфиденциальность.
Содержание супервизии строго конфиденциально. Супервизоры должны ясно обозначить границы конфиденциальности.
5.3. Безопасность.
Следует сделать все возможное, чтобы обеспечить безопасность супервизируемых и их клиентов, пациентов в ходе их совместной работы.
5.4. Эффективность.
Супервизоры должны предпринять необходимые меры для обеспечения эффективности работы проходящих супервизию специалистов. Супервизия может носить как поддерживающий, так и фрустрирующий характер.
5.5. Контракт.
Сроки и условия супервизии должны быть ясны для специалиста и супервизора до начала работы. Последующие изменения в этих условиях должны предварительно обсуждаться. Контракты на супервизию регистрируются в Комитете по супервизии ОППЛ.
5.6. Компетентность.
Супервизоры должны оценивать собственную компетентность, развивать ее и действовать в пределах своей профессиональной компетенции, а также проходить супервизию собственной супервизорской работы. В ситуации предоставления специалистом случая, выходящего за рамки компетенции супервизора, он должен сообщить об этом специалисту.

6. Кодекс практики.
Кодекс практики описывает применение принципов этики в супервизии.
6.1. Ответственность.
6.1.1. Супервизоры ответственны за составление индивидуального контракта, который позволит специалисту представить и исследовать свою работу открыто и полно.
6.1.2. В рамках контракта супервизоры обязаны формировать у специалиста профессиональное, критическое отношение к своей работе.
6.1.3. Супервизоры совместно со специалистами обязаны использовать время супервизии с наибольшей эффективностью для помощи в работе с клиентом, пациентом.
6.1.4. Супервизоры обязаны соблюдать границы между супервизией и другими профессиональными отношениями: обучением, личной или групповой психотерапией, консультированием, руководством.
6.1.5. Супервизоры и специалисты должны заботиться о том, чтобы личные или социальные контакты между ними не препятствовали эффективности супервизии.
6.1.6. Супервизор не имеет права проводить супервизию и индивидуальное консультирование, психотерапию для одного и того же лица в один и тот же период времени.
6.1.7. Супервизор не имеет права использовать проходящего у него супервизию специалиста в финансовом, сексуальном, эмоциональном или в каком-либо другом отношении.
6.1.8. Супервизор обязан знать о любых других отношениях, которые могут существовать между специалистами и их пациентами, так как они могут влиять на объективность специалиста.
6.1.9. Специалист обязан сообщать супервизору об отношениях с клиентом, пациентом, выходящих за рамки консультативных, терапевтических отношений, так как они могут влиять на его объективность и эффективность.
6.1.10. Супервизор обязан признавать личную ценность и достоинство проходящих супервизию специалистов и их клиентов, пациентов. С уважением относиться к особенностям поведения, обусловленных происхождением, социальным положением, расой, возрастом, убеждениями, сексуальной ориентацией и ограничениями физических возможностей. Работа супервизора включает в себя осознавание любых проявлений дискриминации, которые могут возникнуть между специалистом и его клиентом, пациентом или между супервизором и специалистом.
6.1.11. Супервизор должен обеспечить соблюдение соответствующих официальных обязательств, своих и специалиста, по отношению друг к другу, ОППЛ, клиентам, пациентам.
6.1.12. В случае, когда работа специалиста не согласуется с Этическим Кодексом, супервизоры обязаны обсудить это с ним и при необходимости сообщить в Этический Комитет.
6.1.13. В случае если способность специалиста к работе нарушена вследствие личных или эмоциональных затруднений, в силу болезни, под влиянием ПАВ или по другой причине, супервизор обязан указать на это специалисту и убедиться, что необходимые меры приняты и при необходимости сообщить в Этический Комитет.
6.1.14. Супервизор обязан вести себя в своей профессиональной деятельности так, чтобы повышать доверие общества к работе супервизора, к работе других супервизоров и к деятельности Профессиональной Психотерапевтической Лиги.
6.1.15. Если супервизор замечает, что другой супервизор ведет себя не должным образом, и этого не удается разрешить после обсуждения с ним его поведения, он должен подать жалобу в Этический Комитет, сохраняя, при этом, границы конфиденциальности, предусмотренные процедурой рассмотрения жалоб.
6.2.Компетентность.
6.2.1. Супервизоры несут ответственность за продолжение собственного профессионального развития.
6.2.2. Супервизоры обязаны систематически проходить собственную супервизию.
6.2.3. Супервизоры должны осознавать пределы своей компетентности и работать в этих пределах.
6.2.4. Супервизоры обязаны воздерживаться от супервизии, временно или постоянно, если их работа нарушается в силу личных или эмоциональных затруднений, болезни, под влиянием ПАВ или по любой другой причине.

7. Организация работы.
7.1. Контракт о супервизии.
7.1.1. Контракт о супервизии консультирования, психотерапии в ОППЛ, регистрируется в Комитете по супервизии.
7.1.2. Супервизор несет ответственность за разъяснение всех договорных обязательств.
7.1.3. В случае необходимости супервизоры должны предоставить супервизируемым сведения о своем образовании, философской и теоретической позиции, квалификации и используемых методах супервизии.
7.1.4. Супервизоры должны организовать условия для проведения супервизии, уделив особое внимание времени и частоте встреч, а также достигнуть согласия относительно ведения записей и конфиденциальности.
7.1.5. Супервизоры и проходящие супервизию должны оговорить свои ожидания и требования в отношении друг друга, включая форму оценки работы специалиста.
7.1.6. До составления контракта о супервизии супервизор должен получить сведения о том проходил (или проходит) специалист собственную терапию.
7.1.7. Супервизор, работающий с проходящими обучение специалистами, должен сообщить о границах своей ответственности и обязанностях перед ними, перед ОППЛ, другими организациями, а также относительно проводимого учебного курса и возможной аттестации обучающихся.

8. Конфиденциальность.
8.1. Принцип конфиденциальности подразумевает, что супервизоры не имеют права раскрывать сведения о проходящих супервизию специалистах и их клиентах, пациентах кому бы то ни было, если на это не получено согласие всех сторон, кроме случаев, оговоренных в законодательных актах.
8.2. При заключении контракта должно быть получено согласие специалиста на ознакомление с информацией тех, к кому супервизор обращается за поддержкой, супервизией или консультацией. На этом этапе должны быть оговорены границы конфиденциальности, особенно в тех случаях, когда супервизия предоставляется обучающемуся специалисту.
8.3. Супервизоры должны помочь специалистам представить их работу так, чтобы была защищена личная информация пациентов (не называя имен, характерных особенностей, принадлежности к тем или иным группам или организациям, отличительных свойств пациентов или членов их семей), либо получить от пациента письменное согласие на предоставление информации, которое может привести к утрате анонимности.
8.4. Супервизоры не должны раскрывать конфиденциальные сведения о проходящих супервизию специалистов или их клиентов, пациентов кому бы то ни было за исключением следующих случаев:
8.4.1. Когда супервизор считает это необходимым во избежание нанесения серьезного эмоционального или физического ущерба клиенту, пациенту, проходящему супервизию специалисту или другим лицам. При этом следует согласовать это со специалистом, кроме тех случаев, когда есть серьезные основания для предположения, что он больше не может нести ответственности за свои действия. Решение о раскрытии конфиденциальной информации должно, по возможности, приниматься только после консультации с другим опытным супервизором.
8.4.2. В случае необходимости профессионального отзыва о специалисте, проходящего супервизию, например, для рекомендаций или аттестации.
8.4.3. В случае дисциплинарных расследований по вопросам соблюдения норм этики и практики.
8.5. Информация о работе со специалистом может быть использована для публикации или выступления только с разрешения прошедшего супервизию и с соблюдением анонимности.
8.6. В случае, если у супервизора возникает необходимость проконсультироваться с коллегами, обсуждение должно носить целенаправленный и профессиональный характер.
8.7. В групповых супервизиях, ответственность за соблюдение конфиденциальности, ложится на всех участников группы.

9. Проведение супервизии.
9.1. Если в ходе супервизии обнаруживается, что специалисту нужно пройти индивидуальное консультирование, психотерапию для того, чтобы продолжать работать эффективно, супервизор не имеет права настаивать на этом.
9.2. Супервизор должен следить за тем, чтобы специалисты регулярно оценивали качество своей работы самостоятельно.
9.3. Супервизоры должны убедиться, что проходящие супервизию специалисты понимают необходимость продолжения профессионального развития и участия в обучающих программах.
9.4. Супервизор должен убедиться, что проходящие супервизию специалисты понимают различие между консультированием, терапией, подотчетностью руководству, супервизией и обучением.
9.5. В случае, если проходящий супервизию специалист работает в организации, супервизор должен позаботиться о том, чтобы были ясно определены ответственность и обязательства в отношениях специалист – клиент, пациент, супервизор - специалист, супервизор – клиент, пациент, организация - супервизор, организация – клиент, пациент.
9.6. Следует стремиться к тому, чтобы один и тот же человек не выступал одновременно в роли руководителя и супервизора для одного и того же специалиста. В тех случаях, когда супервизор является также и руководителем, проходящий супервизию специалист должен иметь возможность независимой супервизии.
9.7. Если супервизор обнаруживает противоречие между обязательствами перед специалистом и организацией-заказчиком, он должен разъяснить специалисту, в чем заключаются эти обязательства.
9.8. Супервизоры должны иметь ясное представление, как им следует поступать, если они найдут работу проходящих супервизию специалистов неудовлетворительной и обсуждения этого в ходе супервизии окажется недостаточно для разрешения ситуации.
9.9. Если разногласия между супервизором и специалистом не могут быть разрешены путем обсуждения, супервизору следует проконсультироваться с коллегами и в случае необходимости рекомендовать, чтобы специалист перешел к другому супервизору.
9.10. Супервизоры должны обсудить со специалистом необходимые меры для удовлетворения запроса клиента, пациента в случае внезапного и незапланированного прекращения консультативных, терапевтических отношений. Супервизор должен иметь представление о возможных в этих случаях действиях.
Этический кодекс супервизора